Главная » Статьи » Cтатьи

Проверка юридического адреса организации Налоговыми органами
Проверка юридического адреса организации

Гражданское законодательство не содержит понятия "юридический адрес". Обычно под юридическим адресом подразумевают адрес, который указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения организации и в ЕГРЮЛ.
Как установлено п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Указанные сведения вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. В случае изменения данных о месте нахождения юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.
ФНС России в письме от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440 (раздел VII) рекомендовала налоговым органам проверять достоверность сведений, содержащихся в государственном реестре. При выявлении недостоверных сведений либо заведомо ложных сведений регистрирующий орган привлекает должностное лицо юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а ч. 4 той же статьи - за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).
В силу ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, возложено на налоговые органы, как органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ является прерогативой судей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), но протоколы о совершении данного административного правонарушения имеют право составлять только должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. налоговые органы.
Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях перечислены в ст. 28.1 КоАП РФ. К ним относится и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, налоговые органы вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесенных в него на основании представленных юридическим лицом данных. Каких-либо нормативных актов, регулирующих порядок проведения таких проверок, в свободном доступе нет. На практике налоговые органы при проведении рассматриваемых проверок составляют акт обследования адреса местонахождения юридического лица. Указанный акт служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и принимается судами при рассмотрении споров.
Проверки достоверности адреса места нахождения юридического лица налоговые органы вправе осуществлять и в качестве регистрирующего органа в соответствии с полномочиями, предоставленными им Законом N 129-ФЗ.
 
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Таким образом, при осуществлении более одного месяца деятельности вне места нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ, организация обязана уведомить налоговый орган о создании обособленного подразделения.
В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а ее должностное лицо - к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.
 
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь



Источник: http://garant.ru
Категория: Cтатьи | Добавил: ufnsrm (18.12.2012)
Просмотров: 12884 | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться