Работающая организация
в процессе своей хозяйственной деятельности нередко сталкивается с
необходимостью принятия её компетентными органами управления решения о смене
директора.
В соответствии с действующим российским гражданским законодательством
директор избирается Высшим органом управления организации (общее собрание
участников; общее собрание акционеров, за исключением случаев, если уставом
акционерного общества, образование исполнительного органа и досрочное
прекращение его полномочий, отнесено к компетенции совета директоров
(наблюдательного совета) и т.д.) на срок, определенный уставом организации.
Директором может являться один из участников или акционеров
организации, но так же директор может быть избран и не из их числа.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 г.
№ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц (далее
ЕГРЮЛ) должны содержаться сведения о руководителе организации. Соответственно
при изменениях, касающихся смены директора, на организацию возлагается
обязанность заявить об этом в регистрирующий орган (территориальный налоговый
орган, в котором организация стоит на учете).
Изменения в сведениях об организации вносятся в ЕГРЮЛ на
основании заявлений, формы которых установлены Правительством Российской
Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439). Сведения о
смене директора вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления о внесении в ЕГРЮЛ
изменений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в
учредительные документы по форме № Р14001.
Заявителем (лицо, уполномоченное подписывать заявление) в
налоговый орган при смене директора может являться как старый руководитель, так
и вновь назначенный.
Причем, некоторые территориальные налоговые органы, принимают
такое заявление, подписанное исключительно новым руководителем. Поскольку, в
соответствии с правовой позицией ВАС РФ, закон не связывает возникновение либо
прекращение полномочий директора с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Поэтому, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий
директора, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу,
например, пункта 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной
ответственностью, старый руководитель не вправе без доверенности действовать от
имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный
реестр сведений о новом директоре.
Ранее при смене директора, налоговые органы, руководствуясь
письмом ФНС России от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, обязывали юридические лица
представлять в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, подписанное
прежним руководителем юридического лица, т.е. заявителем мог являться только
старый директор. Но на основании принятого ВАС РФ решения (Решение ВАС РФ от
29.05.2006 N 2817/06), указанное письмо было признано не действующим, т.к. его
положение не соответствовало закону о государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законом не предусмотрено предоставление иных документов, кроме
указанного заявления (ст. 17 закона о государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей). Так же при обращении в налоговый орган
за регистрацией изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные
документы не уплачивается государственная пошлина.
На практике, нередко бывают случаи, когда территориальные
налоговые органы, при смене директора, кроме заявления, требуют так же решение
или протокол общего собрания участников (акционеров) о назначении нового
директора, что, неправомерно, так как в соответствии с п. 4 ст. 9 закона о
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме
документов, установленных указанным законом.
Не менее важным моментом при смене директора, а так же при
государственной регистрации иных изменений, не связанных с внесением изменений
в учредительные документы организации, является условие о сроке, в течение
которого необходимо представить заявление по форме № Р14001. Пунктом 5 статьи 5
закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей для представления документов в налоговый орган, установлен
трехдневный срок с момента таких изменений, т.е. с момента принятия
компетентными органами управления организации решения о смене руководителя.
В противном случае согласно ст. 25 закона о государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за
непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в
государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных
сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную КоАП,
в соответствии с которым непредставление, или несвоевременное представление,
или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об
индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если
такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (п. 3
ст. 14.25. КоАП).
ООО "Профит Диалог" предоставляет высокий уровень
квалифицированного юридического сопровождения данных сделок. Специалисты нашей
компании обладают значительным опытом работы в данной области и регулярно
повышают свою квалификацию.
Просто наберите наш номер
8 (8342) 31-03-66. Или напишите нам (profidi@profidi.ru), и мы ответим на ваши
вопросы и обязательно вам поможем
|